"Король Лир"

У. Шекспир "Король Лир"

Год: 2004
Режиссер: В. Мирзоев
Роль: Корделия
фото со спектакля
 

“С ног на голову, или Лир”

Хрестоматийную трагедию Шекспира “Король Лир” на сцене театра Вахтангова не узнать. Все персонажи будто вывернуты наизнанку. Вместо ожидаемого почти святого старца, плачущего горючими слезами, Лир (в исполнении Максима Суханова) — загадочное существо вне возраста, балансирующее на грани безумия и прозрения, лишенное сентиментального ореола страдальца напрочь. Его горькие слезы смешались с ерничающим издевательским смехом и выплеснулись в клокочущий хрип. Трагедия обманутого дочерьми отца ничто в сравнении с нечеловеческим звериным воем, в котором заходится главный герой. “Лир” Владимира Мирзоева — не о несчастном безумце в частности, а о человеческом коварстве и уродстве вообще. Чему доказательство — гора трупов в финале пьесы и спектакля.

Главный герой совсем не без греха. В начале спектакля он — выживший из ума старик-самодур, гоняющий персонажей, как зэков, по кругу и заставляющий всех есть похлебку из металлических мисок. Одним словом, на сцене царят лагерные законы и звериные отношения.

Жестокость — предательство дочек Гонерильи (Юлия Рутберг) и Реганы (Марина Есипенко) — это прежде всего порождение немощных, утрированно дрожащих рук отца — короля Лира. Всем ведь известно, что яблоки от яблони недалеко падают.

Даже любимая дочь Корделия (Ольга Ломоносова) здесь не романтическое воплощение чистоты и искренности, а гордая в своей странности девчонка-подросток — коротко стриженная пацанка. Она сменяет нелепое белое платьице на длинное тяжелое пальто зэковки вполне естественно.

В спектакле правит бал циничное и расчетливое поколение, для которого решительные действия гораздо важнее внутренних сомнений и рефлексий по поводу. Возможно поэтому в спектакле внешняя форма превалирует над содержанием, а игровая реакция персонажей опережает смысл. Декорации и костюмы Аллы Коженковой несут в каждой своей детали лаконичный вызов устоявшейся традиции. Чего стоят легкие вертикальные полосы из гофрированной материи, которые представляют массивные и тяжеловесные колонны, или двигающаяся по кругу прямоугольная конструкция, трансформирующаяся то в ледяные мраморные и холодные стены дворца, то в пустынные степные просторы, в которых заблудилась безумная душа Лира. А души умерших, одетые в прозрачный полиэтилен, или лихие современные наряды сестер!

Марина Барешенкова